ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июль 18, 2025

Владимир Мединский: «Человеком, который знает историю, сложно манипулировать»

Рейтинг: 0

Автор: Иван ГРАЧЕВ. Комсомольская Правда. Москва

Помощник Президента РФ, глава РВИО и 1-й секретарь Союза писателей России рассказал «Комсомольской правде», что его поразило в старых учебниках истории, как об СВО напишут в учебниках будущего и спорит ли он с Владимиром Путиным по историческим вопросам

ВСЕ СТАЛО ПОНЯТНЕЕ

- Владимир Ростиславович, как созрело решение о том, что пора заканчивать с хаосом в школьных учебниках и создать наконец единую версию истории России и мира для всех юных граждан страны? Натолкнул какой-то вопиющий случай? Или копилось-копилось и выплеснулось?

- Это решение - выражусь пафосно - следствие возросшей зрелости нашего общества. Есть исторический опыт - дореволюционный, советский. Мировой, наконец. Зачем его игнорировать?

Удивительно, что на исполнение поручения президента - оно, напомню, вышло в 2013-м - потребовалось столько времени. Долго запрягали. Мы подключились два года назад. Результат - единый госучебник для школы 5 - 11-й класс (13 книг) и училищ (3) готов, школьники могут по нему заниматься.

- Академик Чубарьян рассказал «Комсомолке», что до сих пор школьники учились по 54 разным учебникам истории. Получается, кого-то из них учили, что Сталин - кровавый невежа и спасибо второму фронту за победу, другим закладывали в голову, что лишь гений вождя сломал хребет Гитлеру? Одни считали, что лишь революция сделала Россию великой, а другие - что Колчак и Врангель герои, а Ленин и Дзержинский - палачи? И с таким раскардашем в мозгах выходили из школ граждане одной страны? Как они ее могли вместе любить и строить, если одним закладывали к ней презрение, а другим - восхищение?

- То, о чем говорил А. Чубарьян, - это скорее из 90-х. В 2013-м РАН разработала стандарт для учебников. Тем не менее многообразие оставалось.

Понятно, там про первопричины СВО, нарастание глобального давления на Россию в 2000-е - ни слова.

Хуже того: сохранялись унаследованные антинаучные штампы и клише. Например, «воссоединение Украины с Россией». Но откуда взялась Украина в 1654-м? Великое княжество Литовское как «центр собирания русских земель». Пакт Молотова - Риббентропа - «кровавое преступление Сталина против мирной Европы». Про перестройку, 1990-е, приватизацию, распад Варшавского договора, СЭВ и вообще «советского блока» - путано и как бы со стеснением.

В гослинейке учебников этого бреда нет. Кроме того, мы попытались объективно посмотреть на крах СССР и события, последовавшие за этим, без очернительства, но и без розовых очков. И, вы знаете, всё стало понятнее и логичнее.

- Что вас самого больше всего поразило в прежних учебниках истории?

- Именно то, что всем было все равно. Казалось, прошло достаточно времени, чтобы сделать нормальные учебники, не дожидаясь, пока на это обратит внимание глава государства. Проявить инициативу профильные чиновники могли бы гораздо раньше. Министр Кравцов проявил настойчивость в этом вопросе, в этом - молодец.

Приведу еще пример. В госучебнике истории честно обозначены потери в Великой Отечественной от боевых действий и от нацистского геноцида. Блокада Ленинграда наконец названа военным преступлением. Сотни подобных «акцентов» расставлены по тексту. Белое - белое, черное - черное. Такое впечатление, что раньше стеснялись называть вещи своими именами.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни