В 2025 году управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве были инициированы мероприятия в отношении трудоспособных неработающих жителей столицы, которые не отражают свои доходы для налогообложения. Об этом сообщила руководитель управления Марина Третьякова в ходе заседания коллегии ведомства в конце октября.
Речь идет о проверках в отношении трудоспособных, но формально неработающих москвичей, которые не декларируют свои доходы для целей налогообложения, следует из сообщения налоговой.
«Учитывая актуальность и социальную значимость проблемы нелегальных трудовых отношений, создаваемые ею риски в сфере рынка труда и возможные потери доходов бюджета, вопрос проведения мероприятий в отношении «неработающих граждан» будет находиться на постоянном контроле», — подчеркнула Третьякова.
По словам опрошенных РБК юристов и налоговых консультантов, внимание налоговых органов к неработающим физическим лицам — тренд, актуальный не только для Москвы, но и для России в целом. РБК разбирался, какие признаки могут привлечь внимание инспекции и какими источниками информации она пользуется для выявления нарушителей.
Неработающие граждане трудоспособного возраста являются проблемой, заявлял мэр Москвы Сергей Собянин. Они не отчисляют страховые взносы в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), но при этом претендуют на медицинское обслуживание, что негативно сказывается на региональных бюджетах. «В Москве мы платим 180 млрд [руб.] за неработающее население в ФОМС, регионы в целом — около триллиона. <…> Миллионов десять в целом по стране людей, которые не обременены никакими ограничениями, не работают и даже заявления не написали о социальной поддержке или в ФОМС, чтобы их застраховали», — оценивал Собянин.
Аналогичным образом ранее высказывалась и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Когда молодые, здоровые работоспособного возраста нигде не работают — это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос: а за счет каких доходов, источников они живут?» — указывала она. Матвиенко предложила пересмотреть подходы к оплате медицинской страховки за трудоспособных неработающих россиян из региональных бюджетов и подумать над механизмом, при котором такие граждане сами будут нести эти расходы в виде фиксированного взноса в размере 45 тыс. руб. «Я считаю, любой здоровый человек 45 тыс. в год может заплатить, это небольшие такие, не колоссальные средства», — говорила она.
Кто в зоне риска?
Повышенное внимание налоговых органов, как правило, охватывает три категории физических лиц, говорит партнер, руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. А именно:
• тех, кто провел в прошедшем налоговом периоде крупную сделку (продажа недвижимости, ценных бумаг или иных активов);
• тех, относительно кого пришли данные международного налогового обмена, в которых видны крупные транзакции за рубежом, а налог в России уплачен не был;
• тех, относительно кого в налоговый орган поступили заявления/письма о неучтенных доходах или соответствующая информация из органов внутренних дел.
В фокусе налоговиков находятся физлица, сдающие в аренду недвижимость, а также те, кто продает имущество, указывая в договорах заведомо заниженную стоимость, считает профессор Финансового университета Дмитрий Ряховский. Это в целом подтверждает Третьякова: по ее словам, УФНС по Москве занимается «легализацией налоговой базы» в том числе за счет дополнительного привлечения к декларированию граждан, получивших доходы от сделок с имуществом, и пресечения нелегальной сдачи недвижимости в аренду. Это позволило доначислить более 2 млрд руб. в 2025 году, сообщила она.
В зоне риска также находятся россияне, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации и публично предлагают свои услуги, указывает Ряховский.
«Речь идет о тех, у кого активные движения денег по счетам, а 2-НДФЛ (справка, которая содержит информацию о работодателе, заработной плате, сумме уплаченного налога на доходы физического лица. — РБК) пустая», — говорит партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович.
Как действуют налоговики?
Для выявления скрытых доходов в первую очередь налоговые органы проводят предпроверочную аналитическую работу путем сравнения доходов с расходами и имеющимся дорогим имуществом, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Если выявлены несоответствия, они приглашают гражданина в инспекцию для дачи пояснений. Во время встречи он может разумно и обоснованно объяснить ситуацию или согласиться доплатить налоговую недоимку.
Если же гражданин не является или его пояснения неубедительны, ему могут быть направлены требования о предоставлении дополнительных документов. Наконец, в ситуации, когда налоговые органы не удовлетворены предоставленной информацией, они могут назначить выездную проверку. Камеральные проверки проводятся только в отношении поданных деклараций, которые есть у таких физлиц в редких случаях, отмечает Зарипов.
В то же время для выявления именно нелегальной занятости чаще применяется другой подход, замечает руководитель налоговой практики FTL Advisers Юлия Завьялова. Речь идет об опосредованном получении информации через выявление фактов нелегальной занятости от сторонних ИП и организаций в ходе их проверки.
«Например, в ходе допросов, проводимых в рамках выездной налоговой проверки, называются Ф.И.О. конкретных сотрудников, а ни одно из соответствующих лиц в компании не трудоустроено. Но при таком развитии событий проблемы возникнут не у физического лица, а у организации», — приводит пример Болдинова.
Как налоговые проверки выглядят на практике?
Мероприятия в отношении трудоспособных неработающих жителей проводятся налоговыми органами не только в Москве, но и во многих крупных городах, утверждает Болдинова. Это происходит с весны и по сегодняшний день, говорит Яголович. В частности, он привел в пример кейс из Московской области: у налоговой инспекции возникли вопросы к группе юристов, которые оказывали услуги без официальной регистрации, помогая гражданам в судебных спорах против крупного застройщика, — инспекция полагает, что не все доходы от оказанных услуг задекларированы.
«Налоговые органы запросили выписки по их счетам в банках, а затем направили по контрагентам требования выписки такого типа: «Вами в адрес гражданина X перечислены денежные средства на общую сумму Y. Представить письменные пояснения основания и назначения платежа, а также представить копии документов, подтверждающие данные перечисления. Также представить иные пояснения (с подтверждающими документами) в случае перечисления в адрес данного физического лица денежных средств за более ранний период», — рассказал Яголович. По его словам, этот кейс еще в процессе: недоимка юристам не вменена, но и выездную проверку налоговые органы пока не назначили.
Среди кейсов, по которым уже есть решение (также в Московской области), — выездная проверка у неработающего мужчины, в рамках которой ему доначислили НДФЛ в размере более 11 млн руб., сообщил Яголович. По словам эксперта, это человек «с непростой биографией»: по профессии он строитель, делает ремонты населению. «Однако налоговики убедились, что доход от подрядных работ он не получал. Все переводы ему оказались либо займами от друзей, либо подарками от женщин. И они подтвердили, что делали именно подарки», — пояснил эксперт, добавив, что в результате сумма недоимки сократилась почти в десять раз, до 1,3 млн руб.
Какие источники информации есть у налоговой?
Прежде всего налоговики анализируют информацию об имуществе, подлежащем регистрации, — квартирах, автомобилях, — она может обрабатываться автоматически, указывает Зарипов. В рамках межведомственного взаимодействия налоговым органам передают свои данные правоохранители, Росфинмониторинг, ГИБДД, Росреестр, перечисляет эксперт московского отделения «Опоры России» по финансовоправовой безопасности бизнеса Сергей Елин.
Кроме того, ценным источником данных являются соцсети, убежден Зарипов. «В соцсетях можно узнать о дорогих поездках, отдыхе, приобретениях. Раньше активные инспекторы смотрели это вручную. Сейчас не исключаю, что для этого могут быть использованы ИИ и другие инструменты обработки больших данных», — говорит Зарипов.
У налоговых органов действительно уже наработаны алгоритмы выявления фактов активной экономической деятельности через мониторинг каналов, публикаций, фотографий в социальных сетях, подтверждает Завьялова. «Кроме того, нередко источниками информации о занятости граждан становятся контентные платформы и приложения специальных объявлений о профессиональных услугах, например «Профи.ру», «Помогатель», «Авито», — отмечает она.
Не стоит также забывать об изменениях в законодательстве, связанных с работой агрегаторов и маркетплейсов, напоминает член совета московской «Деловой России» Руслан Кулешов. Как ранее писал РБК, крупные посреднические торговые площадки планируется обязать следить за соблюдением налогового законодательства их контрагентами и передавать в ФНС данные о нарушениях.
Основным источником информации для налогового органа в отношении доходов физических лиц выступают данные банков в части движения денежных средств по счетам, утверждает управляющий партнер «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский. «Это, по сути, 100-процентный источник информации, который сложно опровергнуть и что-то противопоставить», — отмечает он. В настоящее время налоговые органы организовали широкий обмен сведениями с банками, подтверждает Кулешов. С развитием технологий и автоматизацией обмена информацией с банками налоговые органы усилили контроль за движением денежных средств физических лиц, солидарен старший партнер международной консалтинговой компании Stream Александр Григорьев.
Согласно Налоговому кодексу, запрос напрямую в банк для получения выписки о транзакциях можно осуществлять только с согласия управления ФНС по региону, обращает внимание Яголович. Сейчас ФНС получает сведения о банковских счетах граждан, но об объемах средств на них — «только в исключительных случаях», говорила РБК замглавы ФНС Светлана Бондарчук.
В то же время, если речь идет о выявлении нелегальной занятости, источником информации служат жалобы физических лиц, анализ сайтов поиска работы (сопоставление предлагаемого уровня зарплаты с фактически выплачиваемой), а также сравнение величины зарплаты с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), отмечает Ряховский. «Применяется также примитивное сравнение, например, количества зарегистрированных кассовых аппаратов на ИП или ООО с количеством работников, а также количества автотранспорта у бизнесмена и количества работников», — описывает он.
Кроме того, источником персонифицированной информации по трудоспособному, но неработающему населению могут стать данные департамента труда и социальной защиты, рассуждает Завьялова. «Есть люди, которые ищут работу и встают на учет в государственных службах занятости, но не трудоустраиваются длительное время. Возможно, это вызвано тем, что они прекратили поиск работы из-за отсутствия перспектив. А возможно, и тем, что они где-то нелегально трудоустроены с выплатой серой заработной платы», — отмечает она.
Почему изменился налоговый тренд?
По своей сути нелегальная занятость и получение незадекларированного дохода всегда являлись предметом контроля со стороны налоговых органов, говорит Кулешов. «Если раньше трендом была работа с потенциальными работодателями, сейчас фокус смещается непосредственно к получателям дохода», — поясняет он.
Сейчас налоговая служба начинает «новое централизованное наступление», считает Зарипов. Она использует современные технологии и рассчитывает на большую лояльность судов, если граждане будут оспаривать такие претензии, отмечает эксперт.
Внимание налоговиков к неработающим физлицам можно назвать новым долгосрочным налоговым трендом, считает Завьялова. На протяжении нескольких лет налоговые органы вводили пилотные проекты по выявлению и проверке официально неработающих трудоспособных граждан, приобретающих дорогостоящее имущество, например такие проверки были проведены в 2021 году в Саратовской области. Теперь же внимание сконцентрировано на нелегальной занятости и выявлении неработающего населения, потенциально преследующего цели уклонения от уплаты налогов, говорит она.
«Нерешенные вопросы и финансовые проблемы по неработающему трудоспособному населению затрагивают не только налоговую сферу, поскольку несут в себе возможные потери доходов бюджета, а также создают нагрузку на региональные бюджеты в части медицинского обслуживания», — обращает внимание Завьялова.
Повышенное внимание налоговых органов к неработающим физлицам действительно можно назвать трендом, солидарен Григорьев. «Стоит ожидать, что рост налоговой нагрузки (с 2025 года в России действует пятиступенчатая шкала НДФЛ. — РБК) и новый порядок внесудебного взыскания доначислений с физических лиц только усилят внимание к прозрачности доходов граждан», — говорит он. С ним согласен Елин: «Фокус на физических лицах будет усиливаться».
РБК направил запрос в Федеральную налоговую службу.
При участии Ивана Ткачёва