«Экономика России должна стать экономикой высоких зарплат, — сказал Владимир Путин перед участниками форума во Владивостоке. — И это не пустой звук, это не популизм какой-то, в этом есть экономический смысл. За последние 10 лет средняя зарплата на Дальнем Востоке выросла в два с половиной раза. И по итогам прошлого года превысила 100 тысяч рублей в месяц в номинальном выражении». За дальневосточников можно порадоваться. Однако чуть раньше на Финансовом конгрессе ЦБ глава Сбербанка Герман Греф заявил, что в целом по стране у 34% россиян в текущем, 2025 году снизилась зарплата, а у 7% работающего населения доходы упали более чем в два раза.
Греф знает, что говорит: через Сбербанк в стране выплачивается половина всех российских зарплат. «Когда я впервые эти цифры увидел, то подумал, что это какая-то аномалия, — рассказал глава крупнейшего банка. — Но оказалось, что схожая динамика наблюдалась в последние два года: в 2023 году зарплаты упали у 31% населения, а в 2024-м — у 26%. Причем за прошлый год у 34% населения заработные платы упали, а у 11% — не выросли».
Тем временем эксперты Финансового университета при правительстве РФ сообщают: зарплатные ожидания россиян растут в полтора раза быстрее, чем реальные зарплаты. Согласно опросам, большинство населения считает нормальной среднюю зарплату в 146 тысяч рублей, а фактически она едва перевалила за 92 тысячи. Также выяснилось, что самые амбициозные мечтатели живут в Махачкале — они хотят в среднем 213 тысяч рублей. Затем идут Хабаровск (188 тысяч), Москва (185 тысяч), Иркутск (175 тысяч) и Санкт-Петербург (166 тысяч). «Мы видим, что делается с ценами на все, начиная от продуктов и бытовых товаров, заканчивая электроникой и автомобилями. Я уже молчу про цены на недвижимость, — объясняет причины гонки «зарплатных мечтаний» профессор РЭУ имени Плеханова, доктор экономических наук Юрий Ляндау. — Естественно, при таких условиях люди хотят зарабатывать больше:» То есть не выживать, а жить — такое вот нескромное желание.
А на недавней пресс-конференции в ИТАР-ТАСС были приведены цифры, которые сами участники назвали «плачевными». Средняя зарплата учителя составляет 50-70 тысяч рублей, однако во многих регионах — лишь порядка 24-28 тысяч с надбавками, которые зависят от отношения директора к тому или иному педагогу. За дополнительную работу вроде проверки тетрадей добавляют совсем копейки. В сфере культуры зарплата составляет 30-33 тысячи, и многие объекты культуры закрываются: за такие деньги все меньше желающих работать. В здравоохранении средняя зарплата — 123 тысячи рублей, однако это сфера с самым большим неравенством оплаты труда между рядовыми работниками и руководителями. Зарплата фельдшера с ночными сменами и прочим начинается от 35 тысяч, а зарплата руководителя — в десятки раз выше.
Средние зарплаты разнятся и по регионам. Самая высокая в Чукотском крае — 223 573 рубля, а самая низкая в Калмыкии — 52 678 рублей. Эту проблему оценили даже в прокуратурах регионов, городов и районов: по сообщению генпрокурора Игоря Краснова, в 2025 году более 5,3 тысячи российских предприятий получили официальные предостережения от органов прокуратуры за необоснованное повышение цен на продовольственные товары. Вообще-то в рыночной экономике это нонсенс — указывать продавцу, по каким ценам он должен торговать своим товаром. Но у прокурора нет права требовать от работодателей повысить зарплату работникам, вот и старается как может, там, где хоть что-то может.
Низкий уровень зарплат влияет и на подход россиян к поиску работы. По данным портала «Работа.ру», более половины претендентов отказываются от рабочего места после собеседования из-за низкой оплаты труда. А по данным портала SuperJob, более трети наших сограждан готовы работать «всерую», без официального трудоустройства, если уровень заработка будет соответствовать их требованиям. Хотя все понимают, что это отразится в старости при назначении государственной пенсии. Впрочем, на данный момент минимальный размер страховой пенсии в России составляет 13 278 рублей. Это менее 450 рублей в день на прожитие пенсионера. При этом лекарства за последние два-три года подорожали на 40-50%, а средний чек в магазине на продукты увеличился в 1,5-2 раза.
По причине массовой бедности растет закредитованность населения: уже порядка 50 млн россиян, в подавляющем большинстве работающих, имеют хотя бы один просроченный кредит, а общий долг граждан в 2025 году перед банками и МФО составил 37 трлн рублей — чуть меньше годового бюджета всей России.
В мировом рейтинге средних зарплат 2025 года Россия занимает 54-е место с 788 долларами в месяц. Впереди нас не только вся Западная Европа, но и бывшие советские республики: Эстония (1560), Латвия (1217) и Литва (1419). А также Венгрия и Польша, Чехия и Румыния. Почему? Россиян упрекают в низкой производительности труда: мол, как потопаешь, так и полопаешь. И это правда: в строительстве мы отстаем от Германии втрое, а от США — впятеро, в машиностроении — вдвое от уровня стран Восточной Европы, а от Запада — в 6 раз, от США — в 10 раз, в легкой промышленности и даже в деревообработке от Европы — вдвое, а от Китая — впятеро.
Но при этом в категорию малооплачиваемых уже попала профессия инженера-технолога, в чьи обязанности должно входить создание условий для повышения производительности труда на каждом предприятии, в любом производстве, на каждом рабочем месте. По данным «Зарплатомера», в минувшем году начинающий инженер-технолог в Москве получал 55-70 тысяч, в Санкт-Петербурге — 45-57 тысяч, а в регионах — 35-50 тысяч рублей. Среднерыночные цифры выше: по России они варьировались в пределах 70-90 тысяч. Но одновременно в Сургуте открывают вахтовую вакансию сварщика с зарплатой от 450 тысяч рублей, другие кадровые сервисы наперебой зовут на работу токарей и фрезеровщиков с предложением зарплаты от 180 тысяч и выше.
Много? Для сравнения: средняя зарплата инженера в США составляет 9 тысяч долларов в месяц. Зарплата инженера-технолога в Германии — 33 евро в час, в месяц — около 5,5 тысячи. Сварщики там тоже хорошо зарабатывают: в США — от 4 тысяч долларов, в Германии — 2,5-4 тысячи евро. Но инженеры в этих странах с высокоразвитой экономикой все-таки ценятся значительно выше. И не напрасно деловая пресса сообщает о катастрофическом дефиците инженеров в России, называя даже цифру в 500 тысяч. «Нехватка наблюдается практически по всем направлениям, — пишут «Ведомости». — Например, вакансий для инженеров-электронщиков на рекрутинговых сервисах в три раза больше, чем резюме. Дополнительно нужны около 30 тысяч инженеров-проектировщиков и 20,4 тысячи инженеров-технологов — это самые востребованные специальности».
Существует еще один важнейший показатель ценности рабочей силы в разных государствах — доля зарплаты в ВВП страны, которая в России составляет лишь 32%. Как сообщал еще в 2023 году директор Института народнохозяйственного прогнозирования Александр Широв, «доля оплаты труда в структуре затрат предприятий в течение последних 10 лет не росла, а, наоборот, сокращалась: с 28% от выпуска в 2013-м до 22% в 2022-м. Из чего напрашивается вывод: предприятия год от года все больше недоплачивали работникам за труд». Опять же для сравнения: в Швейцарии из всех затрат на производство товаров и услуг 62% идет на оплату труда работников. В Англии и Швеции эта доля составляет 56%, во Франции и Германии — 52%, Польше и Италии — 40%.
В Госдуме представители «Единой России» нынче сообщают, что в последнее время эта доля повышается примерно на 2% в год, к 2030-му может дойти до 60%. Но хочется спросить: почему так медленно? А также почему в планах главы правительства РФ Михаила Мишустина намечается повысить МРОТ до 35 тысяч рублей в месяц в 2030 году, если в соседней в Литве уже с 1 января 2025 года «минималка» составляет 777,39 евро на руки — это 76?207 рублей.
В Госдуме время от времени поднимается вопрос о недопустимо низком МРОТе. Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов напоминает: «Совершенно очевидно, что МРОТ не может быть на уровне прожиточного минимума. По нашим расчетам, уже сейчас минимальный размер оплаты труда должен быть в три раза выше, не ниже 60 тысяч». Власть, однако, предпочитает бороться лишь с вопиющей бедностью — увеличением количества мер поддержки. В нынешнем году с февраля были проиндексированы более 40 таких мер. По данным министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, ежемесячно эти выплаты получают 15,5 млн человек. Назван и ощутимый результат: по данным Росстата, во втором квартале нынешнего года численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с аналогичным периодом 2024-го уменьшилась до 7,4% и составляет 10,8 млн человек. Но и для страны, и для населения было бы куда лучше, чтобы побольше россиян жили на собственные заработки, а не на пособия.
Параллели
В России, недоплачивая работникам за труд, даже с нищенского МРОТа государство забирает 13% в виде подоходного налога. Что в минувшем году было подтверждено специальным письмом Минфина. В Литве с января 2024 года размер не облагаемого налогом месячного дохода составляет 747 евро. В Эстонии — 7848 евро в год. В Германии — 11 604 евро, но если семейная пара подает совместную налоговую декларацию — 23 208 евро. Причем эта сумма ежегодно индексируется с учетом инфляции и прожиточного минимума. В Китае необлагаемый минимум составляет две трети средней зарплаты, в Австралии налогами не облагаются 23% от средней зарплаты по стране, в Великобритании — доходы в размере 44% от средней зарплаты....
Так выглядит механизм выравнивания доходов ради социальной справедливости.