На песни ставят пробу
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Евгения Стогова. Ежедневная Деловая Газета Рбк
В России появился единый стандарт присвоения синглам и альбомам статуса «золотой», «платиновый» и «бриллиантовый». Методика основана на числе продаж и прослушиваний на стримингах.
Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ, объединяет крупнейшие музыкальные лейблы Black Star, Lotus Music и другие) разработала единый стандарт сертификации музыки и присвоения песням и альбомам статусов «золотой», «платиновый» и «бриллиантовый», сообщил РБК глава федерации Никита Данилов. Система заработала с 1 декабря.
Данилов пояснил, что стандарт был разработан, потому что «на протяжении достаточно долгого времени возникали споры и недопонимания в вопросе определения статусов альбома». «Как правило, большинство ориентировалось на западные стандарты сертификации, — отметил он. — Новая система выступает в качестве единого рекомендательного инструмента, которому могут следовать все лейблы и иные участники музыкального рынка на территории страны».
КАК БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ СТАТУС МУЗЫКИ
Предложенные НФМИ критерии стандартизации выглядят следующим образом. Альбом получает статус «золотого», если количество проданных копий (учитываются именно физические носители) пластинки составляет 10 тыс., «платинового» при достижении 20 тыс. и «бриллиантового» — при продаже 200 тыс. и более. По словам Данилова, НФМИ оценивает рынок физических носителей в 10% от стримингового, то есть в 3–4 млрд руб. в год. В основном продажи формируют набирающие популярность виниловые пластинки.
Под сертификацию также будут подпадать и синглы. Для получения одного из статусов сингл должен подходить под следующие критерии: 50 тыс. проданных копий для «золотого», 100 тыс. для «платинового» и 1 млн — для «бриллиантового». Но для синглов ключевой метрикой будет выступать число прослушиваний через стриминги.
Модель сертификации предусматривает не только число проданных экземпляров, но и количество прослушиваний через легальные digital-площадки — «Яндекс Музыку», «VK Музыку», «Звук», «МТС Музыку» и другие. Эквивалентом одного проданного альбома будет выступать 5 тыс. прослушиваний на freemium-сервисах (когда базовый функционал предоставляется бесплатно) и 1 тыс. — на premium-сервисах (полностью работающие по подписке). Эквивалентом одного проданного трека будут считаться 500 и 100 прослушиваний соответственно.
При подсчетах будут учитываться только те продажи и прослушивания, которые совершены на территории России.
КАК РЕАГИРУЕТ НА ИНИЦИАТИВУ ИНДУСТРИЯ
Большинство опрошенных РБК участников рынка одобрили новый стандарт сертификации. Руководитель музыкального лейбла Legacy Music Катерина Бергер отметила, что «отрасли давно не хватало единой, прозрачной и понятной системы сертификации». Для индустрии важно, чтобы признание коммерческого успеха артистов строилось «не на субъективных оценках, а на единых и проверяемых правилах».
Аналогичное мнение высказал и A&R-директор Koala Music (правопреемник ушедшей из России Sony Music) Григорий Юлкин. По его мнению, для артистов «важно видеть прозрачную связь между своей работой и результатом». «Единый стандарт сертификации дает им именно это — понятные, честные и единообразные критерии, которыми руководствуется рынок, — отметил Юлкин. — Отдельно стоит отметить появление нового, высшего статуса — «бриллиантового». Это логичный и своевременный шаг: сегодня отдельные треки и альбомы достигают таких масштабов прослушиваний, которые уже не укладываются в прежнюю шкалу сертификации».
Первый «бриллиантовый» статус получил трек «Худи» в исполнении Джигана, Artik & Asti и Niletto, сообщил РБК представитель дистрибьютора Pulse. По совокупности продаж и стримов он достиг требуемого показателя в 1 млн.
В цифровую эпоху «заслуженная награда и официальное подтверждение результатов» остаются важной частью индустрии, поскольку, в отличие от чартов отдельных платформ, они присваиваются по результатам, агрегированным со всех источников, прокомментировал инициативу операционный директор музыкального дистрибьютора Pulse Максим Ворошилов. Он также напомнил, что в России прежде существовала система вручения «золота» и «платины». «Но за последние годы количество игроков на рынке выросло многократно, и проблема стала очевидной: многие участники не знают актуальных правил, а некоторые компании начали устанавливать собственные критерии — зачастую сильно заниженные», — отметил Ворошилов.
Глава сервиса Yourtunes Михаил Шорин назвал предложенную систему понятной, поскольку стриминг стал основным каналом потребления. «Как инициатива это интересный шаг, — отметил Шорин. — Будем наблюдать за тем, как он приживется на практике. Для артистов плюс в том, что появляется общая шкала успеха». Однако в предложенной системе «есть нюансы», признает Шорин: «Российский рынок меньше по объему, и высокие пороги для некоторых статусов могут оказаться недостижимыми для большинства независимых артистов».
Директор по контенту «Яндекс Музыки» Арсений Козымаев отметил, что сервис «заинтересован в единых индустриальных правилах». «Важно, чтобы правила были объективными и понятными для всех участников: правообладателей, артистов, площадок и медиа, — считает он. — Кроме того, инициатива должна получить поддержку от других игроков, чтобы действительно стать индустриальной. Похожим образом уже давно работают национальные отраслевые ассоциации, входящие в IFPI (Международная федерация производителей фонограмм, одна из крупнейших отраслевых ассоциаций в мире. — РБК), и другие международные организации: они открыто публикуют пороги прослушиваний для получения «золота», «платины» и «бриллианта».
Представители «VK Музыки» и лейблов Records и Zvonko Group от комментариев отказались.
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ СТАТУС ЗАПИСЕЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ
Перевод digital-стримов в эквивалент продаж существует и в мире. Для этого используются общие термины TEA (track equivalent album) и SEA (streaming equivalent album). Единым стандартом в большинстве стран по TEA стала пропорция 1 к 10: то есть эквивалентом одного проданного диска являются 10 проданных треков с этого альбома, даже если это был один и тот же трек. В случае с SEA стандарты (как прослушивания на стриминге) переводятся в эквивалент продаж, разнятся от страны к стране, что связано с влиянием стриминга на конкретный рынок.
Например, британская ассоциация Official Charts Company для пересчета прослушиваний через стриминг берет 12 самых прослушиваемых треков из альбома, причем двум лучшим песням присваивается меньший вес, чтобы цифра отражала популярность альбома в целом, а не одного или двух успешных синглов. Скорректированная сумма делится на тысячу и добавляется к показателю продаж альбома.
Billboard и Nielsen для составления чартов в США используют следующие коэффициенты: 1250 премиум-стримов, 3750 стримов с рекламной поддержкой или 3750 видеостримов приравниваются к одной продаже альбома. Австралийская ассоциация звукозаписывающей индустрии коэффициенты регулярно меняет: они варьируются от 170 до 420 прослушиваний к альбому.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.