Добычные дела
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ирина Кезик. Известия
Нефтяникам подготовили льготный инструмент инвестирования - поможет ли это реализовать масштабные проекты по созданию стратегического запаса топлива
Государство планируется привлечь к инвестированию в масштабные нефтяные проекты. Для этого в Госдуме предлагают использовать механизм специальных инвестиционных контрактов. Сейчас правительство ограничивает их применение в добыче, транспортировке и хранении углеводородов. В то же время преимущество специнвестконтрактов в значительных налоговых послаблениях, что и делает проект рентабельным. Поможет ли применение СПИКов реализовать масштабные проекты по созданию стратегического запаса нефти, разбирались "Известия".
В России предложили расширить применение специальных инвестконтрактов (СПИК) в нефтяной отрасли. С такой инициативой на заседании комиссии Госсовета по направлению "Энергетика" в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума-2025 выступил зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Предложение было внесено в протокол мероприятия от 18 сентября (имеется в распоряжении "Известий"). Документ будет направлен в правительство для подготовки отзыва.
В условиях санкционного давления, ограничений на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования, средств производства вопрос повышения инвестиционной активности становится приоритетным, он напрямую влияет на национальную экономическую безопасность, отметил Юрий Станкевич.
По его словам, механизм специальных инвестконтрактов за десять лет существования подтвердил свою эффективность, о необходимости расширения сферы его применения говорит и президент, и председатель правительства.
- Напомню, что внесёнными в 2019 году изменениями в законодательство, с одной стороны, повышены требования к новым технологиям для производства промышленной продукции, но, с другой стороны, вдвое увеличены сроки действия контрактов, исключён входной порог по минимальным инвестициям, снято ограничение срока на применение налоговых льгот, - сказал он "Известиям".
Тем не менее, по словам депутата, нормативные правовые акты правительства по-прежнему ограничивают сферу применения СПИКов для топливно-энергетического комплекса.
- Сегодня заключение контракта возможно для нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслей. Остаются за скобками вопросы добычи, транспортировки, хранения углеводородов. Также нуждается в обсуждении с регуляторами вопрос актуализации перечня современных технологий, отвечающих критериям наилучших доступных технологий, - отмечает Юрий Станкевич.
Кроме того, депутат напомнил: процесс согласования Энергостратегии-2050 отчётливо продемонстрировал, что с каждым годом удерживать добычу нефти на уровне свыше 500 млн т будет всё сложнее. Не допустить обвального снижения можно только двумя способами: через повсеместное внедрение технологий, увеличивающих нефтеотдачу пластов на эксплуатируемых месторождениях, и выход в новые провинции, относящиеся к территории арктического шельфа. - Ранее работа по этим направлениям напрямую была увязана с применением западных технологий, от которых мы сегодня отрезаны, а перспективы возобновления сотрудничества предельно иллюзорны. Наличие СПИКов для сектора upstream (включает поиск, разведку бурение и добычу нефти и природного газа) создаст для инвесторов гарантии возврата средств в сверхсложные проекты с длительным сроком окупаемости. Именно по этим мотивам вопрос расширения механизма СПИКа и был поднят в августе 2025 года на заседании комиссии Госсовета по направлению "Энергетика", - сказал он.
По словам Юрия Станкевича, "решение по этому вопросу должно принимать правительство, позиция Минфина вторична, поскольку в основе целеполагания - выполнение задач Энергостратегии-2050".
"Известия" направили запросы в Минэнерго, Минфин и Минпромторг, а также в крупные компании - "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Транснефть".
Как рассказал "Известиям" источник из отрасли, летом этого года Минпромторг одобрил применение СПИКа для проекта по строительству комплекса по производству смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей компании "ЛЛК-Интернешнл" в Вологодской области. Ставка по налогу на прибыль по проекту в федеральной части на срок действия СПИКа будет составлять 0 вместо 8% и 5 вместо 17% в региональной части. При этом, по словам собеседника, налог на имущество составит 0% в течение пяти лет после заключения контракта и 1,1% в дальнейшем.
СПИК позволит получить экономический эффект для компании в размере 5,2 млрд рублей. Кроме того, на срок его действия - до конца 2032 года - будет действовать "дедушкина оговорка", запрещающая любое изменение налоговых параметров для проекта.
Руководитель направления "Промышленность" Института технологий нефти и газа Ольга Орлова отмечает: специальные инвестконтракты предусматривают ряд налоговых льгот и являются эффективным инструментом привлечения инвестиций и стимулирования экономического роста.
Справка "Известий"
СПИК - инвестиционное соглашение между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется реализовать промышленный проект на территории РФ, а государство предоставляет в обмен субсидии и льготы. Его применение в России было введено в 2015 году. До 2019-го такие контракты заключались на срок до десяти лет и не предъявляли жёстких требований к технологиям, используемым при реализации проекта. С 2020 года действует обновлённая версия механизма. Обновлённый СПИК заключается на более длительный срок (до 15 лет для проектов с объёмом инвестиций до 50 млрд рублей, до 20 лет для проектов стоимостью свыше 50 млрд). Такой инструмент в нефтеперерабатывающем, газоперерабатывающем, нефтегазохимическом секторах ТЭКа показал свою эффективность.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.