ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 12, 2025

Морские бродяги

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Бунтман. Дилетант

Без малого четыре века северяне-скандинавы бороздили моря во все стороны света, который ещё был не «Старым», а единственным из известных. Вокруг Европы они создали настоящую береговую империю. А кроме того, они невольно стали первыми европейцами, высадившимися в свете Новом.

Куда, почему и зачем?

Викинги, варяги, норманны, как бы мы их ни называли, прежде всего «морестранники». Такое имя им дано в великой древнеанглийской поэме «Беовульф», но пойдём за более простым, менее патетическим и более жёстким определением, которое нам предложила замечательный историк-медиевист Ада Сванидзе, — «морские бродяги». По сути, это и есть устоявшееся значение слова «викинги». Что же их побуждало строить и снаряжать корабли и отправляться в дальние походы? Посмотрим на Скандинавский полуостров и увидим, что нынешние Норвегия и Швеция — страны с невероятно длинной и изрезанной береговой линией. Полторы-две тысячи километров на каждую. При Великом переселении народов те германцы, что не осели на континенте, а продолжили путь на север, в первые века нашей эры заселили побережье и часть предгорья Скандинавии. Население множилось, племена враждовали между собой, а расширять свои земли на суше было очень трудно. Куда уходить, в горы? В высокие студёные широты? Можно, конечно, и некоторые племена героически расчищали скудные негостеприимные земли, селились на них. Но зачем это нужно жителю берегов, когда перед тобой моря, уже ставшие привычной стихией.

Дружба с морем укрепилась не только тем, что северные германцы изначально пришли на полуостров по воде. Представим себе, что одно поселение стоит на одном берегу глубоко врезающегося в сушу фьорда, а другое — на противоположном. Удобнее, конечно, не ехать по суше кружным путём, а погрузиться в лодку и переправиться к соседям по воде. Точно так же нужно поступить, если речь идёт о более далёком путешествии на север или на юг. Выходишь из фьорда в море и греби, а при попутном ветре — ставь парус!

Но не стоит всё сводить к удобству передвижения. Многое побуждало скандинавов вглядываться в морскую даль. Жажда славы и наживы играла в этом не последнюю роль. Честолюбивые вожди, простые воины и мореходы, имевшие мало шансов выдвинуться в этом густонаселённом прибрежном мирке, норвежцы и шведы, узнававшие от данов, как там дела на континенте, питали своё воображение рассказами о невиданно богатых городах, плодородных равнинах, прорезанных полноводными реками. Ведь даны и фризы, хоть и родственные, но не во всём схожие со скандинавами племена, упирались во владения недружелюбных германских народов, прежде всего франков. Даны даже построили пограничный вал, подобный тем, что возводили римские императоры Адриан и Антонин в Британии. А что касается самого великого острова бриттов, то его стали осваивать вытесняемые франками континентальные германцы: англы, саксы и юты. Что, как не зависть, могли вызвать эти рассказы? Что, как не страстное желание урвать свою долю в переделе мира, должно было побудить скандинавов снарядить корабли и пойти через моря?

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни